На самом деле другой - где найти заинтересованного учителя для кружка. В сельских школах часто нет учителя информатики, а робототехники уж тем более.
Решение было только одно, найти педагога-волонтера. Наш поселок небольшой, все друг друга знают – родители предложили мне, и я согласился. Пригодились знания, полученные в лихие 90-е в Электротехническом Университете, диплом которого был не востребован. Сказать, что у меня были сомнения – это ничего не сказать! Пойти в школу работать с детьми – было сложным решением. Помогло руководство школы, предоставив полную свободу действий и поддержку. Родители так же поддержали меня на старте.
Волнение конечно же было, особенно когда на открытие кружка приехали: Губернатор, Председатель комитета по образованию Псковской области, Глава района и директор школы. После первых занятий нервы успокоились, и я осознал, что нужно найти опытного наставника-робототехника.
Очень кстати оказалось, что в Санкт-Петербурге бесплатные курсы проводит гуру школьной робототехники Сергей Филиппов из ФМЛ 239. Я как педагог-волонтер могу выкроить один рабочий день в неделю на робототехнику. Основная работа, инженер-строитель, больше не позволяет. Приходилось на ночной Ласточке мчаться в Питер 4 часа, потом назад 4 часа, за полночь приезжая в Псков. Но оно того стоило. После курсов понял, что таких есть еще увлеченные педагоги. Пообщавшись, получил хорошие навыки, приемы, почувствовал что смогу, поверил в себя и ребят.
Начали с ребятами из кружка с простых моделей, постепенно усложняя. Помогали соревнования под эгидой Робофиниста. Ребята обменивались опытом, знакомились со сверстниками, стремились к новым идеям. По началу мы смотрели на более опытных робототехников «снизу вверх». О призах только мечтали.
Постепенно ребята втянулись, заинтересовались. Стали совершенствовали сами конструкции, программы. Появились собственные новые идеи, стало получаться. Бывало для подготовки к соревнованиям задерживались допоздна, как с автономным роботом сумоистом. География поездок расширялась.
Сначала Псков, затем Петербург, Самара, Минск. Особенно удивил Минск. Если в Питере по РобоСумо было 28 команд, то в Минске 170(!) – представляете какой охват для маленькой республики! Постепенно юные Палкинские робототехники, познав горечь поражений, стали занимать призовые места, побеждать на соревнованиях. Усложнялись конструкции. Появились и свои Чемпионы.
Но время шло, ребята перешли в старшие классы, кто-то ушел в Колледж и выпорхнул из нашего кружка. А те, кто остался переросли стандартные конструкторы, им стали тесными рамки Лего, начали осваивать более сложное оборудование – Ардуино.
Соревнования АгроНТИ как раз и стали следующей ступенью в развитии юных робототехников.
Большим плюсом является их ярко выраженная отраслевая направленность. И ребята, и их родители уже не воспринимают их как просто игру, ведь ребята решают практические сельхоз-задачи. Добавляет оптимизма и бонусы, получаемые победителями – а именно включение их в список одаренных детей России. Это дает шанс талантливым ребятам из сельской местности получить преференции при поступлении в ВУЗЫ.
Палкинские робототехники первый раз участвовали в АгроНТИ в 2019 году. Первая попытка была далеко от Пскова, аж в Вологде, ребята на новом конкурсе немного растерялись. Но со второй попытки в 2021 попали в Финал. Ученик 10 класса Сергей Васильев стал первым финалистом АгроНТИ от Псковской области.
Талантливые люди обычно проявляют свои таланты во многом. Сергей еле успел на финал в Белгород, т.к. буквально накануне защищал другой свой проект на конкурсе «Лучший изобретатель и рационализатор Псковской области 2021» став лучшим молодым рационализатором этого года.
Может не по-осеннему теплое Белогорье очаровало и отвлекло Сергея, может не отошел от защиты проекта. С первого раза не получилось попасть в призовые места. Но получен хороший опыт, знакомство со сверстниками и хорошие перспективы. Ведь АгроНТИ имеет огромный потенциал к развитию. Бурное развитие сельского хозяйства в стране, огромный спрос на продвинутых специалистов, интерес ВУЗов к финалистам, внимание СМИ, заинтересованность детей и их родителей – вот неполный список факторов для развития конкурса АгроНТИ.
С нетерпением ждем нового года и открытия конкурса АгроНТИ-2022. Благодаря активности робототехников из Палкинской школы, при содействии опорного ВУЗа региона – ПсковГУ и Фонда Президентских грантов, у нас в районе запускается программа «Педагог-робототехник». Для всех 5 школ района планируется подготовить педагогов и открыть кружки робототехники.
Надеемся это даст новый импульс для участия всех школ района в конкурсе АгроНТИ.
До встречи в Финале АгроНТИ-2022.
Если кто-то еще сомневается, стоит ли идти в сельскую школу вести кружок робототехники – конечно же стоит. Это не передать словами. На селе живут замечательные талантливые ребята, которые с удовольствием окунутся в увлекательный мир робототехники и увлекут вас туда с головой!
Если у вас появились вопросы – всегда готов на них ответить
http://vk.com/teodorspb
Плявинский Теодор.
Волонтер педагог-робототехник.
Поселок Палкино Псковской области